Выпускнику

О разъяснениях по отдельным вопросам итоговой аттестации учащихся в 2023 году

О разъяснениях по отдельным вопросам

итоговой аттестации учащихся в 2023 году

В целях обеспечения единых подходов к проведению итоговой аттестации учащихся по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования направляем разъяснения по вопросам, поступающим в Министерство образования от педагогических работников учреждений общего среднего образования.

О допуске учащихся к централизованному экзамену и оформлении классного журнала

В письме Министерства образования «О завершении учебных занятий, окончании 2022/2023 учебного года при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования» (edu.gov.by / Уровни образования / Общее среднее образование / Информация / Завершение 2022/2023 учебного года) отмечено, что завершить освоение учебных программ в XІ (XІІ) классе по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык» необходимо 12 мая 2023 г., по учебным предметам, которые учащиеся выбрали для сдачи в качестве второго централизованного экзамена (далее – ЦЭ), – 19 мая 2023 г. Рекомендовано в IV четверти в расписание учебных занятий по учебным предметам «Белорусский язык» и «Белорусская литература», «Русский язык» и «Русская литература» внести изменения: до 12 мая 2023 г. уроки литературы заменить уроками языка, после 14 мая 2023 г.– уроки языка, соответственно, уроками литературы.

Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования от 11 июля 2022 г. № 184 (в редакции от 30.12.2022 № 509, далее – Правила аттестации), определено, что к ЦЭ допускаются учащиеся, имеющие положительную отметку по итогам учебного года по учебному предмету, по которому проводится ЦЭ (пункт 38 Правил аттестации).

Таким образом, все учащиеся XІ (XІІ) класса должны быть аттестованы по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык» до 14 мая 2023 г. Отметки в классный журнал за ІV четверть, за год должны быть выставлены всем учащимся. Допуск учащихся к ЦЭ по учебным предметам «Русский язык», «Белорусский язык» необходимо оформить решением педагогического совета до 14 мая 2023 г.

До 21 мая 2023 г. проводится аттестация за ІV четверть, учебный год учащихся XІ (XІІ) класса по учебным предметам, которые они выбрали для сдачи в качестве второго ЦЭ. Обращаем внимание, что отметки за ІV четверть, за год выставляются этим учащимся в столбец на предметной странице классного журнала, предусмотрев свободные столбцы для записи оставшихся уроков в соответствии с календарно-тематическим планированием. Решением педагогического совета до 21 мая 2023 г. оформляется допуск учащихся ко второму ЦЭ.

Учащиеся, несмотря на аттестацию и прохождение ЦЭ, посещают учебные занятия до 25 мая 2023 г. В случае отсутствия учащегося на учебном занятии, в классном журнале выставляется «н».

До 25 мая 2023 г. в эти же столбцы на предметных страницах классного журнала выставляются отметки за ІV четверть, за год всем остальным учащимся. Также до 25 мая 2023 г. проводится аттестация учащихся за ІV четверть и за год по учебным предметам, по которым не предусмотрено ЦЭ.

Об освобождении от ЦЭ учащихся, обучающихся на дому

Правилами аттестации предусмотрена возможность освобождения от ЦЭ учащихся, обучающихся на дому (пункт 42.3 Правил аттестации).

Для освобождения от ЦЭ учащиеся, которые обучаются на дому (законные представители несовершеннолетних учащихся), не позднее чем за 5 дней до завершения регистрации на ЦЭ (до 15 апреля 2023 г. включительно) подают руководителю учреждения образования заявление. Основанием для освобождения от ЦЭ является заключение ВКК, в соответствии с которым учащемуся организовано обучение на дому (заключение ВКК хранится в учреждении образования).

Обращаем внимание, что в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 июня 2006 г. № 714 (в редакции от 23.02.2023) «О порядке организации и проведения централизованного тестирования» учащиеся, которые в год прохождения централизованного тестирования (далее – ЦТ) обучались на дому и по их заявлению (заявлению законного представителя) были освобождены от прохождения ЦЭ, в 2023 году к регистрации и участию в ЦТ допущены не будут.

Считаем необходимым данную информацию довести до законных представителей учащихся, обучающихся на дому. В заявлении об освобождении от ЦЭ целесообразно предусмотреть запись законного представителя о том, что он проинформирован и ознакомлен с порядком регистрации и участия в ЦТ и вступительной кампании в 2023 году, в том числе c отсутствием возможности участия его ребенка в ЦТ.

О некоторых вопросах, касающихся итоговой аттестации на III ступени общего среднего образования

В соответствии с Инструкцией по организации и проведению централизованного экзамена, утвержденной постановлением Министерства образования от 11 июля 2022 г. №184 (в редакции от 30.12.2022), учащимся XI (XII) классов учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, лицам, допущенным к аттестации в порядке экстерната, получившим на ЦЭ тестовый балл выше 0 (нуля) баллов по стобалльной шкале, выдается сертификат ЦЭ.

Таким образом, учащимся, получившим на ЦЭ «0» (ноль) баллов, сертификат ЦЭ не выдается. Аттестат об общем среднем образовании данным учащимся не может быть выдан. Выдается справка об обучении.

Пунктом 61 Правил аттестации установлена категории лиц, которые могут проходить итоговую аттестацию в виде выпускных экзаменов в учреждениях общего среднего образования. Обращаем внимание, что этим же пунктом определено, что контрольно-измерительные материалы разрабатываются структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования, на основании заявок отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов.

Таким образом, в 2023 году тексты и задания для проведения выпускных экзаменов в письменной форме объявляются через средства массовой информации только для учащихся IX класса.

Обращаем внимание, что Правилами аттестации предусмотрено формирование в учреждениях образования экзаменационных комиссий для проведения как выпускных экзаменов, так и ЦЭ (пункт 48 Правил аттестации). Экзаменационные комиссии формируются по каждому учебному предмету, по которому проводится как выпускной экзамен, так и ЦЭ. Формы протоколов выпускного экзамена, ЦЭ установлены приложениями 26, 27 к Правилам аттестации.

О выставлении итоговой отметки по учебным предметам «Русский язык», «Белорусский язык» с учетом результатов выпускного экзамена

В IX классе на выпускном экзамене по учебным предметам «Русский язык», «Белорусский язык» учащиеся пишут изложение. За изложение выставляется две отметки (грамотность и содержание). Обе отметки являются равнозначными.

Правилами аттестации предусмотрено, что итоговая отметка выставляется как среднее арифметическое отметки по итогам учебного года и отметки (отметок), полученной (полученных) на выпускном экзамене, централизованном экзамене (пункт 64 Правил аттестации).

Например, если на выпускном экзамене по изложению учащийся получил отметку 7/8 баллов, годовая отметка – 8 баллов, то итоговая отметка считается как среднее арифметическое трех отметок: (7+8+8)/3=7,6 балла. Итоговая отметка – 8 баллов.

Обращаем внимание, что если на выпускном экзамене за изложение выставлена отметка 5/2 балла, то положительная итоговая отметка выставлена быть не может, так как 2 «два» балла является неудовлетворительной отметкой (пункт 2 Правил аттестации).

Учащиеся, которые получили неудовлетворительную отметку на выпускном экзамене, могут быть допущены к выпускному экзамену в иной срок в августе (пункт 64 Правил аттестации).

Об освобождении от ЦЭ победителей республиканской олимпиады по учебным предметам «Информатика», «Астрономия», «Трудовое обучение», Физическая культура и здоровье»

Правилами аттестации установлено, что победители третьего этапа республиканской олимпиады (дипломы I, II, III степени) могут быть освобождены от ЦЭ по соответствующему учебному предмету (пункт 43 Правил аттестации). В аттестат об общем среднем образовании по учебному предмету, по которому учащийся стал победителем третьего этапа республиканской олимпиады, выставляется 10 баллов (пункт 45 Правил аттестации).

Учитывая, что ЦЭ по учебным предметам «Информатика», «Астрономия», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье» не проводится, учащиеся-победители третьего этапа республиканской олимпиады по данным учебным предметам сдают два ЦЭ. Вместе с тем на основании пункта 45 Правил аттестации по данным учебным предметам в аттестат об общем среднем образовании выставляется отметка 10 («десять) баллов».

Правилами аттестации установлено, что победители заключительного этапа республиканской олимпиады (дипломы I, II, III степени) освобождаются от ЦЭ (пункт 42 Правил аттестации). Таким образом учащиеся-победители заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам «Информатика», «Астрономия», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье» освобождаются от ЦЭ; по данному учебному предмету в аттестат об общем среднем образовании выставляется 10 (десять) баллов (пункт 45 Правил аттестации).

О порядке участия во вступительной кампании отдельных категорий учащихся

I. Победители (дипломы I, II, III степени) заключительного этапа республиканской олимпиады, проведенной в 2022/2023 учебном году освобождаются от двух ЦЭ, в аттестат об общем среднем образовании выставляется 10 баллов по учебному предмету, по которому учащийся стал победителем, годовая отметка – по второму учебному предмету (пункты 42.1, 42.2, 45 Правил аттестации).

Для данной категории учащихся:

предусмотрено зачисление без вступительных испытаний при поступлении на специальности, для которых данный предмет определен предметом профильного испытания, за исключением специальностей «Международные отношения», «Международное право», «Правоведение», «Экономическое право», «Государственное управление и право», «Лингвострановедение» либо данная категория учащихся может участвовать в трех ЦТ и поступать на выбранную специальность;

всем победителям (дипломы I, II, III степени) заключительного этапа республиканской олимпиады, проведенной в 2022/2023 учебном году, выставляется 100 баллов по соответствующему предмету, а также 100 баллов выставляется по учебному предмету «История Беларуси» или «Всемирная история (новейшее время)» (по выбору абитуриента) победителям олимпиады по истории, 100 баллов по учебному предмету «Физика» – победителям олимпиады по информатике и астрономии, 100 баллов по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» соответственно, победителям олимпиады по белорусскому языку и литературе, русскому языку и литературе.

Кроме того, победители заключительного этапа республиканской олимпиады, в том числе, воспользовавшиеся правом освобождения от ЦЭ, могут участвовать во трех ЦТ и поступать на любую специальность.

  1.  Победители (дипломы I, II, III степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной в 2022/2023 учебном году:

освобождаются от ЦЭ по учебному предмету, по которому стали победителями, в аттестат об общем среднем образовании им выставляется 10 баллов по этому учебному предмету (пункты 43, 45 Правил аттестации).

При зачислении в учреждения высшего образования для данной категории учащихся предусмотрено несколько траекторий:

– зачисление без вступительных испытаний при поступлении на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования и для которых данный учебный предмет определен предметом профильного испытания (постановление Министерства образования от 19.10.2022 №391);

– зачисление без вступительных испытаний при поступлении на наиболее востребованные экономикой специальности (постановление Министерства образования от09.02.2023 №44);

– зачисление без вступительных испытаний при поступлении в учреждения высшего образования, за исключением расположенных на территории г. Минска, на специальности, для которых данный учебный предмет определен предметом профильного испытания, за исключением специальностей «Международные отношения», «Международное право», «Правоведение», «Экономическое право», «Государственное управление и право», «Лингвострановедение».

Обращаем внимание, что 100 баллов по соответствующему учебному предмету, выставляется только обладателям
диплома I степени, а также 100 баллов выставляется по учебному предмету «Физика» награжденным дипломом I степени третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по информатике и астрономии,  100 баллов – по учебному предмету «История Беларуси» или «Всемирная история (новейшего времени») (по выбору абитуриента) награжденным диплом I степени по истории, 100 баллов – по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык» награжденным диплом I степени по этим предметам.

Обращаем внимание, что учащиеся, которые воспользовались правом освобождения от одного ЦЭ, могут быть зарегистрированы только для прохождения двух ЦТ, что не позволит им участвовать в общем конкурсе для зачисления в учреждения высшего образования.

Обладатели дипломов третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады могут не воспользоваться правом освобождения от ЦЭ, сдать два ЦЭ, пройти одно ЦТ и участвовать в общем конкурсе для зачисления на выбранную специальность.

В заявлении об освобождении от ЦЭ целесообразно предусмотреть запись законного представителя о том, что он проинформирован и ознакомлен с порядком регистрации и участия в ЦТ и вступительной кампании в 2023 году, в том числе с количеством предметов, по которым предоставлено право проходить ЦТ.

На сайте Министерства образования (edu.gov.by / Уровни образования / Общее среднее образование / Информация / Завершение 2022/2023 учебного года) размещена информация о порядке участия во вступительной кампании отдельных категорий учащихся, которую можно использовать для проведения информационно-разъяснительной работы с законными представителями учащихся.

Заместитель Министра                                                  А.В.Кадлубай

свернуть

Вступительные компании и порядок приема в 2023 году

Выпускнику 2023

По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования итоговые испытания 2022/2023 учебном году будут проводиться в виде выпускных экзаменов по учебным предметам:

  • «Белорусский язык» – изложение в письменной форме;
  • «Русский язык» – изложение в письменной форме;
  • «Математика» – контрольная работа в письменной форме;
  • «История Беларуси» – по билетам в устной форме.

Основные сроки проведения с 1 по 9 июня 2023 г., иные сроки – с 21 по 25 августа 2023 г.


Источник: https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2022/december/72615/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования итоговые испытания будут проводиться в виде централизованных экзаменов:

 

  • по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) в основные сроки 14 мая 2023 г., резервные дни 23 мая 2023 г., иные сроки в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки 21 августа 2023 г.;
  • по учебному предмету «Физика», «Математика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «География», «Обществоведение» (по выбору учащегося) в основные сроки 21 мая 2023 г., резервные дни 25 мая 2023 г., иные сроки в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки 23 августа 2023 г.


Источник: https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2022/december/72615/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

 

Порядок организации и проведения централизованного экзамена, порядок взаимодействия и функции юридических лиц, права и обязанности лиц, участвующих в централизованном экзамене, порядок проверки и оценивания экзаменационных работ регламентируются Инструкцией по организации и проведению централизованного экзамена, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь.

Порядок проведения ЦЭ для выпускников школ:

Выпускники школ 2023 будут сдавать два ЦЭ (по одному из государственных языков и профильному предмету на выбор) и одно ЦТ (по второму профильному предмету). При этом порядок профильных предметов не имеет значения.
 
Результаты ЦЭ будут оформляться как сертификат и пойдут в аттестат как среднеарифметическое с годовой оценкой. В конце января 11-классники всех регионов страны смогут пройти репетиционное ЦЭ.
 
Если вы поступаете на творческие направления или специальности, связанные с физической культурой, то вам нужно будет сдать два ЦЭ и один специализированный экзамен в вузе.
 
Тем, кто давно закончил школу и планирует поступать в вуз, нужно будет сдать три ЦТ.
 
Даты проведения ЦЭ:
 
— 14 мая пройдут экзамены по русскому и белорусскому языкам;
 
— 21 мая выпускники сдадут ЦЭ по второму предмету;
 
— с 23 по 25 мая — резервные дни ЦЭ
 
 
свернуть

Единый национальный экзамен

Единый национальный экзамен вводится в школах с 2023 года для выпускников
учреждений общего среднего образования, гимназий и лицеев

 

7 важных фактов о национальном государственном экзамене,
который вводится с 2023 года

Директор Республиканского института контроля знаний (РИКЗ) Юрий Миксюк в ходе заседания секции «Развитие системы непрерывной подготовки кадров в условиях цифровизации общества» в рамках Республиканского педагогического совета поделился некоторыми подробностями о Национальном государственном экзамене (НГЭ), который будут сдавать выпускники с 2023 года.

  • НГЭ будет проводиться раньше ЦТПредполагается, что НГЭ выпускники будут сдавать не летом, как сейчас школьные экзамены и ЦТ, а в апреле. Единые даты экзаменов будут ставить на выходные дни. По словам Юрия Миксюка, обычно к апрелю школьники осваивают всю школьную программу, поэтому смогут справиться с выпускным экзаменом.

  • Организация экзамена будет та же, что и на ЦТОбщие принципы проведения, рассадка, обеспечение информационной безопасности на всех этапах, контроль и так далее будут идентичны тем, которые используются сейчас при организации централизованного тестирования.

  • Нельзя будет выбрать пункт сдачи обязательных экзаменовВыпускники будут сдавать обязательные выпускные экзамены в пункте тестирования по месту жительства. Каждый район и его школы, в том числе районы Минска и областных центров, приказом Министерства образования будут закреплены за определённым пунктом проведения экзамена. Зарегистрироваться на экзамен нужно будет в указанном пункте.

  • Итоговая отметка в аттестате будет зависеть от результатов НГЭ. Как и отметки по школьным экзаменам, баллы НГЭ будут учитываться при выставлении итоговой отметки. Без результатов испытаний выпускник не сможет получить аттестат.

  • Результаты НГЭ можно будет использовать для поступления в вузРезультат тестирования будет засчитываться при поступлении в высшие учебные заведения. Также можно будет выбрать дополнительные профильные ЦТ для поступления в вузы. Для творческих, спортивных, сельскохозяйственных экзаменов сохраняются внутренние экзамены. А ещё для поступления на заочную сокращённую форму нужно будет сдать два испытания по профессии.

  • Экзамен будет проходить в форме ЦТНациональные государственные экзамены по языкам и математике будут проводиться в форме ЦТ. По мнению Министерства образования, эта форма оправдала себя и позволяет непредвзято оценивать знания абитуриентов. И абитуриентам будет легче готовиться к поступлению, так как форма испытаний остаётся прежней и не нужно придумывать новые подходы к обучению.

  • Выпускники прошлых лет также смогут сдать ЦТ по 4 предметамВыпускники прошлых лет, выпускники учреждений среднего специального или профессионально-технического образования либо те, кто по уважительной причине не смогли принять участие в национальном экзамене, смогут регистрироваться на ЦТ в обычном порядке для прохождения всех испытаний (не более четырех).


Как с 2023 г. изменятся выпускные экзамены в школе в связи с принятием нового Кодекса об образовании и введением централизованного экзамена (ЦЭ)? Что должны будут сдавать выпускники 9-х и 11-х классов? 

 

После 9-х классов

Что сейчас?

В 2022 году школьники сдавали только три выпускных экзамена — по белорусскому языку и русскому языку в форме диктанта, а также писали контрольную работу по математике.

С 2023 года

Главное — большинству плюс один экзамен.

С 2023 года девятиклассникам дополнительно придется сдавать еще один экзамен — по истории Беларуси, а выпускникам, которые будут заканчивать колледжи искусств, — по одному из профильных предметов (в практической форме).

А вот школьникам, у которых обучение велось на языке национального меньшинства (польском или литовском), повезло больше: теперь им сдавать экзамены по этим языкам уже не придется.

После 11-х классов

Что сейчас?

Сейчас 11-классники сдают четыре выпускных экзамена: пишут изложение по русскому или белорусскому языку (на выбор) и контрольную по математике, а также сдают историю Беларуси и иностранный язык (устно).

С 2023 года

Главное — минус два экзамена.

Т.е. с 2023 года выпускникам 11-х классов не нужно будет сдавать экзамены по истории Беларуси и иностранному языку.

Зато по русскому или белорусскому языку, а также по математике им придется сдавать два централизованных экзамена (ЦЭ) в виде тестов (аналог нынешнего ЦТ), и не в школе, а в одном из пунктов ЦТ. Организатором и куратором этого испытания будет выступать РИКЗ. Т.е. будущим медикам, юристам и даже филологам с 2023 года придется писать серьезный тест по математике, чтобы просто закончить школу и получить аттестат, в который войдет результат этого испытания. Думается, все согласятся с тем, что написать контрольную в родной школе и со своими учителями значительно проще (и не только психологически), чем выполнить тест (читай — ЦТ) в аудитории, например, БНТУ или БГУИР.

свернуть

Какую профессию выбрать, если не знаешь, чего хочешь: тесты, советы экспертов

Какие профессии будут востребованы в будущемВыбрать профессию в соответствии с перспективой — мудро. ... Выбор профессии с помощью тестов: 4 важнейших теста. Выбрать профессию помогут тесты на профориентацию. Мы расскажем о тестах при выборе профессии, и вы сможете понять, в чем... Читать ещё>

свернуть

Выбор профессии – выбор будущего

Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека                                                                    

Мы очень часто совершаем  какие-то поступки,  не задумываясь об их последствиях. Очень часто потом нам приходится об этом жалеть. Как не допустить таких ошибок в своей жизни? Как правильно принять решение, от которого будет зависеть  наша дальнейшая судьба? Это является очень серьезной проблемой современного общества, особенно подрастающего поколения.

В мире существует около 40 000 профессий, в Казахстане их более 5000.

Ежегодно 25 млн. человек в мире меняют своё место работы, 12% из них – возвращаются обратно. Причин подобного явления несколько: слабая материальная обеспеченность, неудовлетворенность своей  деятельностью, неправильный выбор профессии и т. д.

Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, то есть была и по душе, и материально выгодна? Для начала важно обратиться к статистике. На данный момент существуют востребованные профессии и устаревающие.

Топ — 10 востребованных профессий в Казахстане

  1. Инженеры
  2. IT – Специалисты
  3. Врачи
  4. Учителя
  5. Специалисты в сфере маркетинга
  6. Менеджеры
  7. Специалисты в сфере гостиничного дела и туризма
  8. Бухгалтера – кассиры
  9. Специалисты по логистике
  10. Специалисты в сфере биотехнологий

Устаревающие интеллектуальные профессии на горизонте

2017–2030 годов

до 2020 года
Сметчик

 

Стенографист/ расшифровщик

Копирайтер

Турагент

Лектор

Библиотекарь

Документовед/ архивариус

 

Испытатель

Билетер

Парковщик

Оператор call-центра

Лифтер

Почтальон

Итак, мы выяснили, какие профессии на данный момент востребованы. Осталось самое главное и самое трудное: выбрать профессию.

Выбор профессии – важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь свои интересы, склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы. Вот несколько советов, которые помогут старшеклассникам реализовать свои возможности.
1. Обсуждайте вместе с родителями возможные «за» и «против» выбранной вами профессии.
2. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
3. Учитывайте в выборе будущей профессии свои личностные качества, которые необходимы в данной специальности.
4. Если возникают разногласия в выборе профессии, используете возможность посоветоваться со специалистами-профконсультантами.
5. Не давите на родителей в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
6. Обращайтесь за помощью и поддержкой к родителям и учителям. Если у вас есть терпение и желание, тогда мечта сбудется.
7. Если вы ошиблись в выборе профессии, не корите себя за это. Ошибку можно исправить.
8. Если вы рано увлеклись какой-то профессией, старайтесь поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках и т.д.
9. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

Семь шагов к взвешенному решению

  1. Составить список подходящих профессий.

Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

  1. Составить перечень требований выбираемой профессий.

Составьте список своих требований: выбираемая профессия и будущий род занятий; выбираемая профессия и жизненные ценности; выбираемая профессия и жизненные цели; выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы; выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности; желательный уровень профессиональной подготовки; выбираемая профессия и мои склонности и способности; желательные содержание, характер и условия работы.

  1. Определить значимость каждого требования.

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

  1. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

  1. Подсчитать и проанализировать результаты.

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

  1. Проверить результаты.

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

  1. Определить основные практические шаги к успеху.

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Однако важно знать, что при выборе профессии могут быть и ошибки, которые важно учитывать, чтобы  в дальнейшем их избегнуть.

Отношение к выбору профессии как к неизменному. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей…

Бытующие мнения о престижности профессии. В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).

Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться – но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) “модной”, но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций…

Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Профессию мы выбираем по своему “вкусу” и “размеру” так же, как одежду и обувь.

Чувство группы, ориентация на сверстников – очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа “Я” и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей – и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он – рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).

Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика – это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне “комплекта”). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира – спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены – они не все такие.

Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.

А журналисты не всегда выступают в телепередачах – чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей – прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много – переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием (“русский язык и литература”, “иностранный язык” в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом. Тем более имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. (А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности – вплоть до животноводства).
Неумение/нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей в виду, что среди них много непрофессиональных, так что относись критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов – активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.

Незнание/недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.

Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики – сердце…
Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии может сыграть негативную роль.

Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.

В заключение  в качестве пожелания нашим выпускникам процитирую известное изречение: «Найди работу по душе и тебе не придется работать ни дня в своей жизни».

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ учащимся при выборе профессии

Есть ли разница между тем, когда абитуриенты повторяют знания про себя и вслух?

Повторение материала «про себя» неэффективно. Кажется, что помнишь, знаешь, а начинаешь отвечать — и ответ получается скомканным, отрывочным. Лучше составить план, схему ответа, и обязательно на бумаге, а не в уме.

 

Перед устным экзаменом можно проверять свою готовность, рассказывая ответ вслух перед зеркалом. Тогда включается особый вид памяти — речедвигательная память, и на экзамене этот материал легко вспомнится.

свернуть