Инновационная деятельность

Информационная характеристика проекта

 

Полное название (тема) инновационного  проекта:  

«Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников»

      

Разработчик проекта:

Пономарёва Елена Ивановна, заместитель директора по учебной работе Государственного  учреждения образования «Средняя школа №15 г. Минска»,

тел.: +375 17 379-43-64                                  

 

Научные консультанты проекта:

Гин Светлана Ивановна, профессор кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат педагогических наук, доцент; +375447033285,  e-mail: svetgin@mail.ru  

Капшай Наталья Павловна, доцент кафедры педагогики и частных методик

ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат филологических наук, доцент; +375291197968, e-mail: nkapshaj@gmail.com

Добродушенко Марина Иосифовна, начальник управления методического сопровождения образовательного процесса центра дошкольного, общего среднего и специального образования ГУО «Гродненский областной институт развития образования»; +375297894202, e-mail: m.dobrodushenko@mail.ru

Сроки проведения инновационной деятельности: 2021 – 2024 гг.

Данная продолжительность инновационной деятельности (три года) обусловлена тем, что на первой ступени общего среднего обучения учебная программа по учебному предмету «Литературное чтение» реализуется во II-IV классах. Систематическому изучению русской литературы предшествует обучение базовым навыкам чтения и письма как видам речевой деятельности в рамках учебного предмета «Обучение грамоте» в первом классе.

Цели и задачи инновационной деятельности

Цель инновационного проекта: повышение уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников посредством внедрения технологии многомерного чтения.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

внедрить технологию многомерного чтения в образовательный процесс на первой ступени общего среднего образования;

внедрить методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию функциональной грамотности учащихся на учебных предметах «русский язык», «литературное чтение», «математика», «человек и мир»;

оценить эффективность использования технологии многомерного чтения;

разработать методические рекомендации по эффективному внедрению в массовую образовательную практику инновационной технологии.

Министерство образования Республики Беларусь

Комитет по образованию Мингорисполкома

Управление по образованию Ленинского района г. Минска

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 15 г. Минска»

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО

«Средняя школа № 15 г. Минска»

_______________ В.Ф. Гаврикова

      

«04» мая 2022 г.

      

 

 

 

СПРАВКА

о промежуточных результатах реализации инновационного проекта

«Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников»

2021/2022 учебный год

 

 

 

 

Руководитель

учреждения образования

 

 

Гаврикова Валентина Фёдоровна

 

Контактные телефоны:

 

8(017)379-43-64; +375296940541

 

адрес 220101, г. Минск, ул. Якубова, 12

 

е-mail: sch15@minskedu.gov.by

 

 

 

г. Минск 2022

 

Общие данные

Учреждение образования: государственное учреждение образования «Средняя школа № 15 г. Минска»

Тема инновационного проекта: Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников.

Сроки реализации инновационного проекта: 2021–2024

Руководитель инновационного проекта: Гаврикова Валентина Фёдоровна, директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 15 г. Минска».

Консультанты инновационного проекта:

Гин Светлана Ивановна, профессор кафедры педагогики и частных методик государственного учреждения образования «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат педагогических наук, доцент.

Капшай Наталья Павловна, доцент кафедры педагогики и частных методик государственного учреждения образования «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат филологических наук, доцент.

Добродушенко Марина Иосифовна, проректор по научно-методической работе государственного учреждения образования «Гродненский областной институт развития образования».

Количество участников: 3 учителя начальных классов, 67 учащихся: 2 «А» класс – 27 учащихся, 2 «Б» класс – 25 учащихся; 2 «В» класс – 15 учащихся.

Состав участников:

Гаврикова В.Ф., директор;

Пономарёва Е.И., заместитель директора по учебной работе;

Иванюта А.В., учитель начальных классов (2 «А» класс);

Курылович А.А., учитель начальных классов (2 «Б» класс);

Нехвядович М.Б., учитель начальных классов (2 «В» класс).

Введение

Актуальность и значимость инновации для решения проблем системы образования Республики Беларусь.

Актуальность и значимость инновации заключается в том, что внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников направлено на решение важнейшей задачи – повышение качества начального образования в соответствии с современными требованиями, что обеспечит успешность учащихся на II и III ступенях общего среднего образования, а также дальнейшую успешность в условиях современного информационного общества.

Цифровизация и компьютеризация общества, быстрое развитие высокотехнологичных производств, применение искусственного интеллекта, появление новых профессий, сфер экономики и социально-психологические изменения самого человека привели к новому расширенному пониманию функциональной грамотности.

Функциональная грамотность должна рассматриваться сегодня не как дополнительное содержание образования, а как ценностный ориентир, позволяющий учащемуся постоянно применять приобретаемые знания и умения для решения жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.

Внедрение технологии многомерного чтения соответствует основным стратегическим приоритетам развития системы образования в Республике Беларусь; обеспечивает достижение метапредметных результатов обучения, заложенных в образовательном стандарте начального образования; совершенствует и обогащает методику обучения на первой ступени общего среднего образования. Распространение технологии многомерного чтения позволит повысить качество начального образования, а также интегрировать инновационный опыт в мировое образовательное пространство.

Цель, задачи данного этапа внедрения образовательной модели в педагогическую практику учреждения образования.

Цель: повышение уровня функциональной грамотности учащихся вторых классов.

Задачи:

  1. организовать деятельность по повышению уровня профессиональной компетентности учителей начальных классов по теме формирования функциональной грамотности учащихся;
  2. внедрить пособие для учителя и учебник-тетрадь в образовательный процесс учащихся второго года обучения;
  3. создавать условия для использования несплошных текстов на учебных занятиях по учебным предметам «Математика», «Человек и мир»;
  4. оценить динамику уровня сформированности функциональной грамотности учащихся вторых классов.

Система управления реализацией инновационного проекта в учреждении образования.

Управленческая команда инновационного проекта в учреждении представлена директором школы В.Ф. Гавриковой и заместителем директора по учебной  работе Е.И. Пономарёвой.

Управленческая деятельность в государственном учреждении образования «Средняя школа № 15 г. Минска» осуществляется на основе следующих принципов:

  • аксиологическом (позволяет признать инновационную деятельность приоритетной в работе учреждения образования);
  • системном (обеспечивает единство целевых, содержательных компонентов);
  • проблемно-деятельностном (реализация инновационного проекта организуется как практико-исследовательская деятельность).

Сформированы основные подходы к организации управления инновационным проектом:

  • компетентностный (способствует формированию управленческих компетенций);
  • средовой (позволяет привлечь к решению поставленных задач всех субъектов образовательного процесса);
  • рефлексивный (позволяет своевременно вносить коррективы в содержательную и процессуальную деятельность).

В инновационную деятельность включены педагоги, которые в 2021/2022 учебном году работают на параллели II классов.

Вопросы организации, осуществления инновационной деятельности систематически рассматриваются на педагогических советах, инструктивно-методических совещаниях, заседаниях творческой группы. Педагоги постоянно проводят рефлексивный анализ организуемых в рамках реализации проекта мероприятий, учебных занятий. Данные мероприятия позволяют своевременно выявлять проблемы и находить рациональные решения по возникающим вопросам.

Инновационная деятельность в учреждении образования организуется и осуществляется в соответствии с нормативными документами (Приложение 1).

Для обеспечения инновационной деятельности директором государственного учреждения образования «Средняя школа № 15 г. Минска» издан приказ «Об организации работы по реализации инновационного проекта в 2021/2022 учебном году» от 01.09.2021 №276.

Для осуществления психолого-педагогического и организационно-методического сопровождения, выявления проблематики и поиска путей решения реализации инновационного проекта была создана творческая группа педагогов, в состав которой вошли учитель информатики С.Н. Лыщик, педагог-психолог О.М. Ольшевская, учителя начальных классов И.И. Кухарчик и Т.П. Оберган, А.В. Иванюта, А.А. Курылович, М.Б. Нехвядович (Приложение 2).

Государственное учреждение образования включено в информационную систему сопровождения инновационных проектов http://inov.academy.edu.by/.

Эффективность условий реализации инновационного проекта

В реализации проекта участвуют 5 педагогов школы, в том числе директор, заместитель директора по учебной работе, учителя начальных классов: А.В. Иванюта, А.А. Курылович, М.Б. Нехвядович. Все педагоги имеют высшую квалификационную категорию.

Участники проекта имеют хорошую теоретическую и методическую подготовку, зарекомендовали себя как творческие, инициативные педагоги. По результатам диагностики «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств» педагогический коллектив характеризуется достаточно высоким уровнем инновационного потенциала. (Приложение 3).

Анкетирование показало следующие результаты: наиболее значимыми мотивами, побуждающими учителей, являются потребность в самовыражении, самосовершенствовании, потребность в новизне, обновлении, стремление быть замеченным и по достоинству оцененным. Все названные мотивы связаны с возможностью самореализации личности учителя и показывают достаточно высокий уровень инновационного потенциала коллектива.

В рамках учреждения образования разработан календарный план реализации инновационного проекта «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников» на 2021/2022 учебный год (Приложение 4). Согласно плану, в государственном учреждении образования «Средняя школа № 15 г. Минска» проводятся мероприятия методического характера (семинары, педагогические мастерские, панорамы, круглые столы и т.д.). 

Создаются условия и для совершенствования профессиональных компетенций педагогов на повышениях квалификации, семинарах, веберах:

- А.А. Курылович, Е.И. Пономарёва осваивали образовательную программу обучающих курсов (семинара) «Презентация инновационного проекта «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников» 11.03.2021 в государственном учреждении образования «Гомельский областной институт развития образования»;

- М.Б. Нехвядович, А.В. Иванюта осваивали образовательную программу «Использование технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности учащихся вторых классов» 03.11.2021 в государственном учреждении образования «Минский городской институт развития образования».

Для участников инновационной деятельности проведены консультации: «Многомерная дидактическая технология в структуре урока» (январь 2022); «Методический конструктор приёмов работы на уроке А.А. Гина» (апрель 2022).

С целью эффективной реализации инновационного проекта постоянно пополняется и развивается материально-техническая база учреждения образования. В школе имеется 2 компьютерных класса, лингафонный кабинет, 3 интерактивные доски, информационно-библиотечный центр, сеть Интернет, учебные кабинеты оснащены современными телевизорами, компьютерами.

С целью обеспечения необходимых условий для реализации инновационного проекта «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников» разработан план психолого-педагогического сопровождения программы реализации инновационной деятельности.

На первом этапе реализации инновационного проекта целью работы группы психолого-педагогического сопровождения являлась оказание помощи в формировании психологической готовности коллектива учреждения образования к инновационной деятельности.

Задачами психолого-педагогического сопровождения на данном этапе внедрения инновационного проекта являлись:

  • оценка ресурсов УО для реализации инновационного проекта, диагностика степени включенности членов школьного сообщества в инновационную деятельность;
  • развитие психологической готовности педагогов к инновационной деятельности;
  • повышение культуры коллективного взаимодействия;
  • повышение мотивации коллектива педагогов к новшествам.

Педагогическая готовность учителя к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без которого невозможно достичь высокого уровня педагогического мастерства. Она определяется по наличию мотива включения в инновационную деятельность, по комплексу знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, о том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики и по общей компетентности в области педагогических инноваций.

Научно-методическое сопровождение проекта осуществляется посредством взаимодействия с консультантами Гин С.И.. Капшай Н.П., Добродушенко М.И.

Выполнение программы и плана реализации инновационного проекта

С сентября 2021 года педагогический коллектив школы работает над реализацией I этапа «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности учащихся вторых классов» инновационного проекта. Реализация этапа инновационного проекта осуществлялась в соответствии с календарным планом работы по реализации проекта на текущий учебный год. План работы выполнен.

Совершенствование методологической культуры участников инновационного проекта осуществлялось через участие в семинарах, семинарах-практикумах, участие в проектах, круглых столах, в заседаниях методических объединений, курсов повышения квалификации, самообразования.

Для достижения первой задачи учителя А.В. Иванюта, А.А. Курылович, М.Б. Нехвядович освоили образовательную программу «Использование технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности учащихся вторых классов» в ГУО «Минский городской институт развития образования» (ноябрь 2021). Подготовили и провели обучающие семинары для учителей школы: «Что такое функциональная грамотность младших школьников» (октябрь 2021); «Формирование языковой и литературной грамотности младших школьников» (декабрь 2021); «Формирование математической и естественно-научной грамотности младших школьников» (март 2022).

Педагоги приняли участие в работе творческой группы по разработке планов реализации программы инновационной деятельности «Многомерное чтение как средство формирования функциональной грамотности младших школьников» (ноябрь, 2021). «Приёмы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературы» (февраль, 2022).

Со второй четверти во 2 «А», 2 «Б» и 2 «В» классах два раза в неделю за счет стимулирующих и поддерживающих занятий проводятся учебные занятия по технологии многомерного чтения с использованием учебника-тетради (Строительство Дома дружбы)n в двух частях. Часть 1 авторы: С.И. Гин, Н.А. Вавренчук, С.А. Ханько, А.А. Гин; часть 2 авторы: С.И. Гин, Н.А. Вавренчук, С.А. Ханько, А.И. Артемьев, М.А. Плаксин.

При подготовке и проведении занятий учителя вторых классов используют пособие для учителя «Пособие для учителя в двух частях для 2 класса (Строительство Дома дружбы)n тех же авторов. Таким образом, вторая задача выполнена.

На уроках «Математика» и «Человек и мир» регулярно использовались задания на основе несплошных текстов. Продуманная и целенаправленная работа с несплошным текстом позволяет получать ребёнку из большого объёма информации нужную и полезную, а также приобретать социально-нравственный опыт и побуждает думать, познавая окружающий мир.

Использованная литература:

  1. Угрюмова, Е.М. Учебные математические тексты как средство развития смыслового чтения / Е.М. Угрюмова, И.Г. Липатникова // Сборник докладов/материалов. – Екатеринбург: АМБ, 2014 г.
  2. Шелыгина, О.Б. Приемы формирования мыслительных операций при обучении младших школьников решению арифметических задач / О.Б. Щелыгина. // Концепт. – 2014. – №32. - С. 16-18.
  3. Демидова, М.Ю. Естественно-научный цикл: читательские умения / М.Ю. Демидова // Народное образование. – 2012. – № 5. – С. 214-220.
  4. Гин, С.И. Практические задания. Человек и мир. 2 класс / С.И. Гин, М.И. Добродушенко. – Минск : Аверсэв, 2020.

Это позволяет сделать вывод о реализации третьей задачи.

Для оценки динамики уровня сформированности функциональной грамотности, что являлось четвертой задачей, были проведены следующие диагностические мероприятия: стартовая диагностическая работа функциональной грамотности (октябрь 2021); стартовая диагностическая работа читательских умений (октябрь 2021); итоговая диагностическая работа функциональной грамотности (апрель 2022); итоговая диагностическая работа читательских умений (апрель 2022).

Ход инновационной деятельности рассматривался на заседании педагогического совета: «Успехи и проблемы, цели и задачи, ресурсы и направления на 2021/2022 учебный год» (август 2021), на заседании методического объединения: «Теоретические аспекты использования технологии визуализации в образовательном процессе» (ноябрь 2021).

Результаты инновационной деятельности

 

 

Для оценки результатов инновационной деятельности были использованы следующие методы: педагогическое наблюдение, беседа, изучение материалов сопровождения инновации, изучение результатов учебной деятельности учащихся, педагогическая и психологическая диагностика, анкетирование, систематизация, сравнение, анализ, обобщение.

В октябре 2021 года в учреждении образования «Средняя школа № 15 г Минска» была проведена стартовая диагностическая работа функциональной грамотности учащихся вторых классов (авт.-сост. С.И. Гин, Н.А. Вавренчук) (Приложение 5).

В апреле 2022 года была проведена итоговая диагностическая работа функциональной грамотности (Приложение 6).

Диагностические работы оценивали умение учащихся работать с несплошным и сплошным текстами. Были предложены задания на оценку умения работать с несплошными текстами (таблицей, диаграммой, памяткой, списком и др.), в которых необходимо было извлекать и интегрировать информацию, пользоваться сносками, устанавливать причинно-следственные связи, обнаруживать неполноту и наличие информации, делать выводы.

В обоих исследованиях приняли участие 58 учащихся вторых классов, полученные результаты представлены в таблице.

Сравнительные результаты выполнения диагностической работы функциональной грамотности. Вторые классы

2021/2022 учебный год

Класс

 

Уровни выполнения работы

неуд.

низкий

средний

выше ср.

высокий

очень выс.

окт.

апр.

окт.

апр.

окт.

апр.

окт.

апр.

окт.

апр.

окт.

апр.

2 «А» класс

0

0%

0

0%

1

5%

2

10%

9 43%

7

33%

8 38%

7

33%

3 14%

4

19%

0

0%

1

5%

2 «Б» класс

0

0%

0

0%

7

29%

0

0%

10 42%

3

13%

6 25%

5

20%

1

4%

13

54%

0 0%

3

13%

2 «В» класс

0

0%

0

0%

2

15%

3

23%

7

54%

3

23%

3 уч. 23%

6

46%

1

8%

1

8%

0

0%

0

0%

Всего

уч-ся, %

0

0%

0

0%

10

17%

5

9%

26 45%

13

22%

17

29%

18

31%

5

9%

18

31%

0

0%

4

7%

 

Анализ показывает, что к концу года 7% учащихся показали очень высокий уровень выполнения работы. С 9% до 31% увеличилось количество учащихся, которые выполнили работу на высоком уровне. Фактически не изменился процент учащихся, которые выполнили работу на уровне выше среднего. Соответственно, на 23% уменьшилось количество учащихся, которые выполнили работу на среднем уровне, и на 8% - на низком. Данные результаты соответствуют ожидаемым результатам.

Динамика результатов выполнения диагностической работы

функциональной грамотности. Вторые классы

Класс

 

Динамика уровня выполнения работы

Положительная

Отрицательная

Без изменений

2 «А», %

8 уч., 38%

7 уч., 33%

6 уч., 29%

2 «Б», %

23 уч., 96%

0 уч., 0%

1 уч., 4%

2 «В», %

3 уч., 23%

1 уч., 8%

9 уч., 69%

Всего

учащихся, %

34 уч.

58%

8 уч.

14%

16 уч.

28%

Использование в образовательном процессе технологии многомерного чтения для решения проблемы формирования функциональной грамотности учащихся уже на первом году работы доказывает свою эффективность, о чём свидетельствуют динамика результатов выполнения диагностической работы функциональной грамотности. У большинства учащихся (58%) наблюдается положительная динамика уровня выполнения работы, у 28% - осталась без изменений. И только у 14 % учащихся – наблюдается незначительная отрицательная динамика. Полученные результаты соответствуют ожидаемым результатам и позволяют сделать вывод о наличии существенных различий на начало и конец учебного года.

Была проведена диагностика читательских умений учащихся вторых классов в октябре 2021 года (Приложение 7) и апреле 2022 года (Приложение 8). Учащимся предлагался художественный текст, задания к которому охватывали все группы читательских умений: находить информацию, представленную в явном и в неявном виде, интерпретировать и анализировать содержание текста, высказывать собственные оценочные суждения.

В обоих исследованиях приняли участие 61 учащийся вторых классов, полученные результаты представлены в таблице.

Сравнительные результаты выполнения диагностической работы читательских умений. Вторые классы 2021/2022 учебный год

Класс

 

Уровни выполнения работы

неуд.

низкий

средний

выше ср.

высокий

очень выс.

окт.

апр.

окт.

апр.

окт.

апр.

окт.

апр.

окт.

апр.

окт.

апр.

2 «А», %

0

0%

0

0%

0

0%

3

13%

4 17%

6

26%

11 49%

5

22%

4 17%

7

30%

4 17%

2

9%

2 «Б», %

1

4%

0

0%

3

13%

2

8%

2

8%

10

42%

17 71%

5

21%

1

4%

7

29%

0

0%

0

0%

2 «В», %

0

0%

0

0%

2

14%

0

0%

3

22%

8

56%

7 50%

3

22%

1

7%

3

22%

1

7%

0

0%

Всего

уч-ся, %

1

2%

0

0%

5

8%

5

8%

9 16%

24

39%

35 57%

13

21%

6 10%

17

28%

5

8%

2

3%

 

К концу года количество учащихся, выполнивших работу на высоком и очень высоком уровнях, составило 31%, что на 13% выше, чем на начало года. Существенное снижение на 36% количества учащихся с уровнем выше среднего может быть обусловлено недостаточным развитием техники чтения и учебной самостоятельности (стартовую работу учащиеся выполняли под руководством учителя, а итоговую полностью самостоятельно). Полученные результаты соответствуют ожидаемым результатам. В следующем учебном году планируется целенаправленно осуществлять соответствующую коррекционную работу на учебных занятиях.

Динамика результатов выполнения диагностической работы

читательских умений. Вторые классы

2021/2022 учебный год

Класс

 

Динамика уровня выполнения работы

Положительная

Отрицательная

Без изменений

2 «А», %

4 уч., 18%

10 уч., 43%

9 уч., 39%

2 «Б», %

9 уч., 38%

6 уч., 24%

9 уч., 38%

2 «В», %

3 уч., 21%

4 уч., 29%

7 уч., 50%

Всего

уч-ся, %

16 уч.

26%

20 уч.

33%

25 уч.

41%

 

Динамика результатов выполнения диагностической работы читательских умений показали, что большинства учащихся динамика уровня выполнения работы осталась без изменений. У 26% учащихся вторых классов наблюдается положительная динамика. Однако у 33% учащихся динамика отрицательная, что не вполне соответствует ожидаемым результатам.

Изучение отношения к инновационной деятельности со стороны участников инновационного проекта и законных представителей учащихся, которые занимаются по технологии многомерного чтения, показало положительное отношение к нововведению.  К концу учебного года учителя отмечают высокий уровень познавательной активности учащихся на занятиях, повышение читательской мотивации. Заметны и положительные изменения в развитии речи отдельных учащихся: увеличился объём высказываний, высказывания стали более чёткими и аргументированными. Больше учащихся стали обращать внимание на детали текста, которые ранее оставались незамеченными.

 

Демонстрация и трансляция инновационного опыта

Демонстрация и трансляция инновационного опыта осуществлялась в учреждении образования посредством проведения открытых занятий:

- творческая гостиная «В гостях у сказки» (2 «Б» класс, А.А. Курылович, январь 2022);

- исследовательская игра «За что можно сказать спасибо?» (2 «В» класс, М.Б. Нехвядович, февраль 2022);

- устный журнал «В мире фокусов» (2 «А», А.В. Иванюта, февраль 2022).

Проведены открытые занятия по технологии многомерного чтения: «Иностранные слова» (2 «Б» класс, А.А. Курылович, декабрь 2021); «Мир эмоций» (2 «В» класс, М.Б. Нехвядович, март 2022); «Я б в строители пошёл, пусть меня научат» (2 «А», А.В. Иванюта, апрель 2022).

 

Заключение

Первый год работы над внедрением инновационного проекта позволяет сделать следующие выводы:

  1. работа по внедрению технологии многомерного чтения при обучении учащихся вторых классов в текущем учебном году являлась продуктивной.
  2. участники образовательного процесса положительно относятся к инновационному проекту и удовлетворены ходом его реализации.

Считаем целесообразным продолжить инновационную деятельность в 2022/2023 учебном году.

Рекомендации

Предоставить справку о результатах реализации инновационного проекта в управление по образованию администрации Ленинского района г Минска до 11.05.2022 г. 

 

 

Заместитель директора                                                                   Е.И. Пономарёва