Советы психолога

ЗАЩИТИМ ДЕТЕЙ ОТ НАСИЛИЯ

Насилие над ребенком – это когда взрослые:

 

• Запугивают тебя, угрожают наказанием
• Скандалят, кричат или дерутся, и ты видишь это.
• Заставляют тебя совершать плохие поступки: воровать, причинять вред другим людям, врать.
• Оскорбляют, обзывают обидными словами, унижают тебя.
• Игнорируют ребенка, не разговаривают и не слушают его, сознательно не замечают
• Запрещают ребенку общаться с одним из родителей
• Бьют, щиплют, толкают тебя, дают подзатыльники.
• Показывают детям изображения порнографического содержания, заставляют ребенка трогать интимные места взрослого
• Не заботятся о здоровье ребенка, не обращаются своевременно к врачу, не следуют указаниям врача.
• Предлагают тебе сигареты, алкоголь, наркотики.
• Показывают тебе картинки, журналы, фильмы порнографического содержания.
• Закрывают тебя одного в наказание в комнате, квартире, чулане и т.п.
• Тебя не кормят и ты голодаешь.

 

Телефон доверия для детей и подростков: +375 17 246 03 03*
*при звонке со стационарного телефона не из г.Минска разговор оплачивается по тарифу межгорода
*при звонке с мобильного телефона разговор оплачивается по тарифу мобильного оператора

Детская телефонная линия: 8 801 100 1611**
** при звонке со стационарного телефона и мобильного оператора МТС разговор бесплатный
** при звонке с других мобильных операторов разговор оплачивается по тарифу мобильного оператора

Государственное учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Минска» (далее - Центр) информирует, что на базе Центра открыта Кризисная комната, являющаяся временным приютом для жертв, пострадавших от домашнего насилия – жителей города Минска.
Жертвой насилия в семье является человек, подвергшийся: физическому, психологическому, сексуальному насилию, совершаемому членом семьи.
Услуги «Кризисной комнаты»: организация безопасного проживания, оказание экстренных социально психологических услуг, оказание юридической помощи, оказание гуманитарной помощи. Социальные услуги в «кризисной комнате» оказываются бесплатно.

Режим работы Центра:
Пн. 08.00-17.00
Вт. 08.00-17.00
Ср. 10.15-20.00
Чт. 08.45-18.00
Пт. 08.45-16.45

Горячая линия: 291-00-69
ОСАиР: 223-27-28

Первые страхи

Первый класс. Первые трудности. Первые страхи…
Десять необходимых напутствий для родителей школьников-новичков
1.   Если у ребенка в детском саду на занятиях получалось все хорошо и воспитатель его хвалила, это может служить гарантией, что и в школе все будет хорошо получаться и учитель будет хвалить.
Может быть, так и будет. Однако надо понимать, что с переходом из детского сада в школу меняется педагог, следовательно, меняются требования к детям. И главное, характер отношений между взрослым и ребенком: на первое место выходит учеба, где важно проявить свои умственные способности, а не личностные качества. Именно этими изменениями и обусловлена проблема адаптации ребенка к школе.
2.   Если пообещать вознаграждение за успехи в учебе, то ребенок будет более старательным и ответственным.
Действительно, такой метод поощрения может оказаться эффективным. Однако у него есть и оборотная сторона. Во-первых, если дали обещание, что за хорошие отметки ребенок получит торт, мороженое, поход в кафе, велосипед, компьютер, сотовый телефон или автомобиль, то необходимо его выполнить (договор дороже денег). И ему не важно, есть у вас сейчас время и финансы или нет, об этом надо было думать, давая слово. Во-вторых, маленькие дети иногда очень ловко манипулируют взрослыми. Не получится ли так, что после двух-трех таких договоренностей ребенок сам начнет ставить условия?
3.   Если учитель не делает никаких замечаний, это значит, что все хорошо.
Учитель один, а детей двадцать пять. Есть случай, а есть система. Может случиться так, что учитель в первую очередь вызывает на разговор тех родителей, чьи дети систематически опаздывают на учебные занятия, забывают школьные принадлежности, не выполняют домашние задания, отстают в усвоении материала. Поэтому, чтоб ы случайные ситуации не перешли в систематические, родителям, забирающим ребенка из школы, хорошо бы самим поинтересоваться, как прошел день, что у ребенка получается, а что нет, как он общается с одноклассниками.
4.   Если ребенок неохотно выполняет домашнее задание, то и не надо его заставлять, чтобы не отбить интерес к учебе.
Если ребенок не горит желанием выполнять домашнее задание, то интерес к учебе у него уже отсутствует. Скорее всего причина в том, что учеба дается ребенку с трудом, а человеку нравятся те виды деятельности, где можно переживать успех и гордость за себя. Принуждение ситуацию не исправит, необходимы другие подходы. Например, рассказ о великом человеке (его образ должен быть понятен и близок ребенку), который сегодня популярен и успешен, но когда был маленьким, у него тоже многое не получалось: он не любил математику или «у него был почерк еще хуже, чем у тебя». Все познается в сравнении, и ребенок должен убедиться, что его ситуация не так уж безнадежна и бывают случаи еще похуже.
5.   Если начать выполнять домашние задания с трудных упражнений, то под конец занятий останутся легкие задания, требующие меньше сил и времени.
Перед выполнением домашних заданий надо составить план. Пусть ребенок сам перечислит весь объем заданного и сам скажет, какие задания сейчас для него сложны, а какие просты. Начать надо с простого задания по любимому предмету – это создаст учебный настрой и будет своеобразной умственной разминкой. Затем постепенно переходить к все более сложным заданиям.
6.   Если ребенок после школы прыгает, носится как угорелый, кричит и смеет ся, то он не устал. Если бы устал, то у него не было бы сил так скакать.
Всем нам знакома ситуация, когда дети со звонком вырываются из класса или из школы. Они как обезьянки висят, уцепившись за что только можно, крутятся, кричат, носятся сломя голову. Поэтому они и бегают, что очень устали от статистической нагрузки, связанной с вынужденной позой за партой, поэтому и кричат, что им очень нужна эмоциональная разрядка.
7.   Если ребенок опоздал на учебное занятие, забыл учебник, дневник, спортивную форму или сменную обувь, то его не допустят до учебных занятий.
Конечно, родители должны следить, чтобы дети не опаздывали на урок и не забывали «сменку», учебники и спортивную форму, но если даже такое и произошло, это не основание для отстранения ученика от занятий.
8.   Если систематически контролировать ребенка (собрал ли портфель, выучил ли стихотворение, все ли письменные задания сделал, взял ли спортивную форму), то неприятных неожиданностей в школе и стрессов у ребенка будет меньше.
Да, действительно, неприятностей будет меньше, но ребенок не будет приобретать элементарные навыки самостоятельности и самоконтроля. Контролировать выполнение домашних заданий необходимо, а собрать портфель, сложить спортивную форму и сменную обувь первоклассник может сам. Если этому не учить, он так и будет перекладывать ответственность на родителей. Собирать портфель можно сначала вместе, а потом постпенно уменьшать долю своего участия в этом процессе.
9.   Если ребенка записать в спортивную секцию, музыкальную школу или какое-нибудь объединение по интересам, то это позволит еще больше развить его способности, так как в дошкольном и младшем школьном возрасте развитие идет стремительными темпами, дети с легкостью осваивают все новое, и нельзя упускать благоприятное для этого время.
Действительно, основная масса направлений системы дополнительного образования рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста. В этот период у детей есть и спсобности, и желание заниматься творческой деятельностью. Когда ребенок получает удовольствие от занятий музыкой, спортом, танцами, рукоделием, то кружки и секции вызывают только полжительные эмоции и ребенок не испытывает перенапряжения к концу дня. Если же он устает, вечером выглядит вялым, хочет пораньше лечь спать, а утром не может проснуться, то, возможно, именно дополнительные занятия снижают работоспособность и мешают учебе.
10.        Если ребенок с большим трудом утром просыпается и еле-еле собирается в школу, то это первый признак негативного отношения к школе, сложностей в адаптации или скрытых психологических проблем у ребенка.
Большинство взрослых людей, слыша звук будильника, мечтают поспать еще часик, даже если очень любят свою работу, условия труда и коллег. Поэтому тяжелые утренние пробуждения и сборы далеко не всегда свидетельствуют о негативном отношении к школе. Целесообразно проанализировать, как происходит пробуждение. Достаточно распространен следующий сценарий.
– Вставай, ты меня слышишь, вставай немедленно! – сурово командует мама.
– Ну мам, еще минуточку – и встану, – сонно просит ребенок, переворачиваясь на другой бок.
– Встанешь ты наконец или нет! – кричит рассерженная мама, включая свет, и ребенок понуро идет умываться.
Согласитесь, день, начавшийся таким образом, вряд ли будет удачным.
Дело в том, что между сном и бодрствованием есть промежуточное, «просоночное», состояние. И переход должен быть очень постепенным. Лучше тихонько погладить ребенка, позвать по имени, включить негромкую музыку, неяркий свет. В просоночном состоянии ребенок уже слышит домашние звуки – шум льющейся воды, закипание чайника, ощущает запах завтрака. А через несколько минут, когда он проснулся, можно позвать его уже обычным голосом, включить бодрую музыку, предложить умыться прохладной водой.
 
свернуть

Готов ли ребенок к школе?

Как определить, готов ли ребенок к школе?

C изменением сроков начала систематического обучения. Причем возникла она не только в нашей стране, а практически во всех странах Европы. Почему же так необходимо определить готовность ребенка в самом начале обучения, а еще лучше — до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? Для чего это нужно знать родителям и педагогам? Попробуем разобраться.

Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность — это результат того, что ребенок не был готов к школе. Что же такое «психологическая готовность» к школе?

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты: мотивационная готовность, коммуникативная готовность, развитие эмоционально-волевой сферы, интеллектуальная готовность, развитие речи, развитие мелкой моторики.

Мотивационная готовность предполагает у школьника желание принять новую социальную роль-ученика. Для этого важно, чтобы школа привлекала своей главной деятельностью — учебой. Поэтому родителям необходимо правильно ориентировать детей во время подготовительных занятий.

Коммуникативная готовность предполагает умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться, то есть качества, обеспечивающие безболезненную адаптацию ребенка, способствующие его благоприятному развитию.

Развитие эмоциональной сферы предполагает знакомство ребенка с основными эмоциями, осознание своих эмоций и умение понимать эмоции других людей, предполагает умение выражать свои негативные эмоции социально приемлемыми способами. Волевая готовность предполагает, что ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие, оценить результат своего волевого усилия.

Интеллектуальная готовность предполагает сформированность внимания, развитую память, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения. К 6–7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, в котором он живет, название страны и ее столицы; имя и отчество родителей, где они работают; понимать, что их бабушка — чья-то мама, отца или матери. Он должен знать времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели, текущий год; основные виды деревьев, цветов; различать домашних и диких животных, то есть ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем окружении.

Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются.

 

свернуть

Летние каникулы с пользой!

Летние каникулы с пользой!
Современная учебная нагрузка наших школьников достаточно велика. Их учебный день нередко превышает по своей продолжительности рабочий день взрослых. От того, как ребенок отдохнет в каникулы, во многом зависит его работоспособность и успешность в учебе. Вот несколько советов, что нужно и чего не нужно делать в каникулы.
Совет 1. Заранее продумайте, как будут организованы каникулы Вашего ребенка.
Совет 2. Прогулки, игры и спортивные занятия на свежем воздухе – вот лучший отдых после школьных занятий, которого так недостает большинству детей в учебное время. Мы зачастую недооцениваем значение прогулки для нормального роста и развития детей. Особенно мало они бывают на свежем воздухе осенью и зимой. Поэтому в каникулы у Вашего ребенка не должно быть «двигательного голодания». Не зря французский врач XVIII в. Тиссо писал: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движений».
Совет 3. В каникулы необходимо позаботиться и о безопасности ребенка. В зимнее время года немало тревог добавляют гололедица, а также столь любимые нашими детьми катания на санках, лыжах, коньках. Убедитесь, что все спортивное снаряжение исправно и в полном порядке, а ребенок хорошо знает, как им пользоваться. Не лишней, наверное, будет и соответствующая экипировка для этих зимних развлечений. Постарайтесь сделать все от вас зависящее, чтобы уберечь ребенка от травм.
Совет 4. Время, когда ребенок ложится спать, завтракает, обедает и ужинает, в каникулы должно оставаться тем же, что и в обычные дни. Это, конечно, не означает, что недопустимы некоторые отклонения от режима, но они должны быть разумными. Известно, что наиболее часто детские неврозы развиваются именно в результате недосыпания. Чем младше ребенок, тем больше времени требуется его мозгу и всему организму для того, чтобы полностью восстановить работоспособность. Поэтому в каникулы эта важная для растущего организма биологическая потребность должна удовлетворяться полностью: пусть ребенок отоспится вволю! Особенно это актуально в зимнее время, когда потребность во сне увеличивается по сравнению с летним временем.
Совет 5. Каникулы – это время, когда родители стараются побаловать своих детей чем-то вкусным. Традиционно среди новогодних подарков (да и в другие праздники) – множество сладостей, и нередко ребенок напоминает Карлсона, безудержно уминающего конфеты, шоколад, печенье и пирожные. Чрезмерное увлечение сладостями не только пагубно отражается на состоянии зубов, но и является фактором риска в развитии диабета. Советуем уделить внимание рациональному питанию ребенка. Чтобы каникулы действительно стали временем восстановления и накопления сил, необходимо, чтобы в рационе ребенка было достаточно молочных и мясных продуктов, овощей и фруктов. Отдавая дань моде, мы нередко формируем у наших детей культ совсем не детских и вовсе не полезных им напитков: кока-кола, спрайт, фанта и др.
Совет 6. Каникулы – это еще и возможность повнимательнее отнестись к здоровью вашего наследника. В те дни, когда ребенок учится, трудно выкроить время для визита к врачу. К сожалению, не редкость, когда родители уверены, что их ребенок здоров, а на самом деле это далеко не так. Специальные исследования показали, что среди тех детей, которых родители считали здоровыми, по мнению врачей, здоровыми были лишь 14%. Напоминаем и о том, что начало школьной жизни довольно часто сопровождается обострением у ребенка хронических заболеваний. Поэтому воспользуйтесь каникулами, чтобы проконсультировать ребенка у педиатра, отоларинголога, окулиста, стоматолога, ортопеда или другого врача-специалиста. Нелишне будет провести часто болеющему ребенку курс физиотерапевтических процедур, заняться физиотерапией или освоить комплекс упражнений для коррекции осанки.
Совет 7. Каникулы – самое подходящее время для экскурсий, посещения музеев, театральных представлений. Однако во всем нужна мера: не следует ежедневно водить ребенка на детские праздники, представления, карнавалы. Не забывайте, что посещение детских праздников и зрелищных мероприятий таит в себе и риск инфекционных заболеваний, особенно в период эпидемиологического неблагополучия.
 
свернуть