Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию администрации Ленинского района г.Минска
Государственное учреждение образования
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №15 г.Минска
Табличные случаи умножения и деления
Умножаем и делим в пределах 100
Таблица умножения и деления на 2
Сложение и вычитание в пределах 100
Найди имена прилагательные в тексте
Правописание парных согласных в словах
Однозначные и многозначные слова
Игра "Веселые цифры"
Игра "Противоположности"
Игра "Синонимы"
Игра "Вставь пропущенное слово"
Игра "Веселые улитки"
Игра "Запомни последовательность"
Игра "Что лишнее"
Игра "Собери слова"
Игра "Слоговые шарики"
Человек и мир
ТРЕНИРОВКА СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЙ (и не только)
Специальные исследования показали, что систематические занятия способствуют повышению скорости работы и у дошкольников, и у школьников. Кроме того, доказано, что наиболее успешна такая тренировка в возрасте от четырех до шести лет. Именно в этот период следует обратить особое внимание на медлительных детей. Необходимо избегать крайностей, как обычно бывает в жизни, когда за ребенка либо все делают взрослые (нет терпения ждать), либо чересчур активно подгоняют его, упрекают.
Тренировка с помощью постепенно ускоряющихся движений мало успешна. Использование предельных скоростей эффективнее, но приводит к утомлению.
Наиболее успешно работа по тренировке скорости двигательных реакций у детей идет с использованием приема, когда имеются резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно, причем время от времени даются и предельные скорости движений.
Желательно проводить тренировку медлительных детей отдельно от подвижных, последние быстрее овладевают требуемыми движениями и это обескураживает медлительных, создает у них спешку и тревожное состояние.
Даются упражнения для больших мышечных групп и для мелких мышц (руки).
Смена темпа происходит по словесному сигналу взрослого, ведущего тренировку или при смене темпа музыкального сопровождения.
Когда ребенок научится работать в определенном темпе и изменять его, можно попробовать игры с максимально быстрыми движениями (не огорчайтесь, если вначале на ваше "быстрее" может выйти еще медленнее, особенно для движений, которые выполняются рукой, пальцами). На начальном этапе не стоит играть в игру "Кто быстрее".
а) Дети стоят в одном конце комнаты, а в другом ее конце поставлены стулья (по числу играющих детей), на которых лежат флажки или другие игрушки. По сигналу дети бегут к стульям, берут флажок и возвращаются на свои места. Тот, кто прибежал первым, дает сигнал к следующему «забегу».
б) Детям раздаются листочки бумаги, с нарисованным квадратом 10x10 см и карандаши. По сигналу дети возможно быстрее ставят в квадрате точки. Поставивший большее количество точек получает фантик.
в) Обмоталочки (народная игра)
Берется длинная веревка, более 5 м, середина помечается узлом. Игроки встают по разные стороны веревки, закрепляют концы на поясе. По сигналу дети начинают крутиться на месте, накручивая на себя концы веревки, пока не встретятся.
Побеждает тот, на чьем поясе окажется узелок.
г) Обмоталочки (второй вариант)
Середина веревки так же помечена узлом, каждый конец привязан к палке толщиной немного больше карандаша. Двое играющих расходятся, растягивая веревку. По сигналу каждый начинает наматывать веревку на палку. Побеждает тот, кто намотал больше веревки.
д) Горячий мячик
Дети встают кружком, ведущий за кругом, спиной к детям. По первому хлопку дети начинают передавать друг другу мяч, от соседа к соседу, из рук в руки, по второму хлопку — останавливаются. Тот, в чьих руках оказался мяч, выходит из игры. Если мяч роняют — из игры выходят оба играющих, между которыми упал мяч. Побеждает оставшийся.
е) Цветочный волчок
Каждый ребенок выбирает для себя название какого-то цветка (колокольчик, ромашка, роза...). Ведущий запускает волчок, затем выкрикивает название цветка:
Кто не успел отозваться или у кого упал волчок — выходит из игры.
Эти три игры — из программы «Игротренинг» Рузиной М. С. Они были сконструированы на основе традиционных игр и выполняют конкретную задачу: помочь инертным детям, собирающимся в школу. Дети играют в них с определенным увлечением. Курсивом даются комментарии, указывающие происхождение игры.
а) Дом-улица-детсад-школа
Ведущий по очереди кидает детям мяч, одновременно с броском произнося одно из четырех слов, вынесенных в название. Ребенок, поймав мяч, тотчас отправляет его назад, сопровождая словом, впрямую относящимся к только что произнесенному.
Дом: мама, завтрак, кровать...
Улица: машины, светофор, асфальт, прохожий...
Детсад: воспитатель, игрушки, группа...
Школа: учитель, доска, звонок...
Кто сбился или замешкался — выходит из игры.
Для пятилетних детей каждую новую игру можно предварять коротким рассказом о школе, постепенно расширяя список предметов и понятий, связанных с ней.
Для шестилетних детей перед каждой новой игрой можно устраивать маленький «мозговой штурм», предлагая детям добавить в каждый раздел по два-три новых слова.
Второй вариант той же игры. Ведущий становится в центр круга, образованного участниками и, как будто ведя считалку, по очереди указывая на каждого, перечисляет: «Дом, улица, садик, школа, дом...». Внезапно ведущий замолкает. Тот участник, на которого указали последним, должен тотчас назвать понятие, соответствующее последнему названному слову.
(В основе — традиционная игра многих народов «Небо-земля-вода-огонь». По ее схеме построено множество современных тренинговых игр.)
б) Рассеянный Ваня
Дети усаживаются по кругу, между собой делят названия предметов, наполняющих портфель первоклассника:
Водящий произносит:
В случае, когда названы парные предметы, водящий во время перемены мест пытается занять освободившийся стул. Если ему это не удается, он продолжает игру, по очереди выкликая названия предметов. Выкликнув всех, можно не по одному разу, он произносит:
— Ваня ищет весь портфель!
Все играющие вскакивают и быстро меняются местами. Ведущий занимает место зазевавшегося, и игра начинается заново.
(Первоисточник — неоднократно описанная в этнографических сборниках забава детей прислуги, дворового люда. Расторопность ценилась в этом кругу едва ли не более других добродетелей. Дети, подражая родителям, обыгрывали процедуру утреннего одевания барыни.
«Барыня просит чепчик! — Здесь! — Барыня просит перчатки! — Здесь! — Барыня просит весь туалет!..»)
в) Без света
Если лампа в комнате перегорела или электричество отключили, портфель придется собирать на ощупь. Получится ли?
По одну сторону стола ставят портфель, по другую — корзину для игрушек. На столе раскладывают школьные принадлежности: тетради и папку к ним, карандаши, ручку, линейку, учебники, а кроме этого — мелкие игрушки, машинки, куклы. Ребенку завязывают глаза. Взрослый начинает равномерно считать вслух или включает секундомер. Ребенок собирает портфель, причем сначала тетрадки вкладывает в папку, карандаши и ручку—в пенал. Попадающие под руку игрушки отправляются в корзину.
(Первоисточник — девичья забава. Во время зимних деревенских посиделок девушки могли смешать на столе два вида крупы, затем затушить свечу или лучину. Каждая начинала в темноте сортировать крупу, беря ее из общей кучи. Через некоторое время свечу зажигали, и все смотрели, кто сколько крупы разобрал. Парни в игре не участвовали, но между делом присматривались, насколько хозяйственны их будущие невесты).
Здесь приведены лишь примеры, родители и педагоги по образцу этих игр могут подобрать подходящие. Можно придумывать игры самим, но с учетом того, что они будут направлены на тренировку подвижности нервных процессов или какого-то внутреннего торможения.
Игры нужно проводить ежедневно (при невозможности не реже, чем через день). Каждое занятие не должно превышать 10 минут, можно проводить его в два и три приема в разное время дня. Очень важно фиксировать получаемые результаты для того, чтобы видеть эффективность занятий.
Эти игры — особенно те, что помогают выработке внутреннего торможения, — могут оказаться полезными и для детей с неуравновешенными нервными процессами (т. е. детей, имеющих явное преобладание возбуждения над торможением).
Поскольку в детском саду, где в это время велись наблюдения, было восемь детей с четко выраженными особенностями поведения именно сильного неуравновешенного типа, то их включили в группу изучаемых детей. Сначала они вносили в нашу работу некоторую дезорганизацию, но через 10—12 дней стало проявляться изменение поведения, они стали лучше вести себя на занятиях, в играх начали подчиняться правилам, почти перестали нарушать их.
Бросалась в глаза общая их черта: они стремились получать ведущую роль в игре, и, если это удавалось, из них получались хорошие лидеры. Это попытка представляется очень обнадеживающей.
Главное же то, что мы убедились (М.М. Кольцова), что коррекция нежелательных типологических черт у детей вполне реальна, как это и предвидел И. П. Павлов.
а) Игровая гимнастика
Дети повторяют вслед за ведущим его движения: хлопки перед грудью, над головой, за спиной; прыжки; прыжки на одной ножке, приседания и т. д. Затем вводятся разные условия:
«Запретное движение». Одно движение, например, хлопки за спиной, объявляется запретным, остальные повторяются, как и раньше.
«Замена». Если ведущий приседает, дети должны подпрыгнуть, если подпрыгивает — присесть. Остальные движения копируются. Каждый раз замене подлежат новые движения.
«Все наоборот». Взрослый, показывая движения, дает и словесные команды: «Быстрей! Медленней! Тише! Громче!»
Вначале дети должны четко выполнять указания.
Затем задания меняются. Услышав «Быстрей!» — дети должны замедлить темп, «Медленней!» — напротив, убыстрить его, «Тише!» — хлопать и топать как можно громче, «Громче!» — хлопать и топать как можно тише.
б) «Летает - не летает». Ведущий говорит детям: «Если я назову кого-нибудь, кто может летать, например, бабочку, то поднимите руки вверх и скажите хором: «Летает!» Если назову нелетающее животное, например, льва, - молчите и не поднимайте руки».
в) Дети стоят по кругу. В заданном темпе они хлопают в ладоши, но не вместе, а один за другим, по ходу часовой стрелки.
— «Хоп!»
По этой команде ведущего хлопки должны отбиваться в обратном направлении, против часовой стрелки. Следить за темпом, который можно менять.
В этих играх тренируется дифференцировочное торможение: дети должны различить запрещаемое движение и затормозить его или изменить направление. В последней игре тренируется и запаздывательное торможение — нужно ждать своей очереди хлопнуть в ладоши.
Именно на тренировку запаздывательного торможения направлены такие игры, как эстафеты: дети делятся на две группы, первые от обеих групп бегут первую дистанцию, где их сменяют вторые, бегущие вторую дистанцию, и т. д. Здесь возможны самые различные варианты: проскакать какую-то дистанцию, проползти и т. д. — для нас важно, что каждый следующий ожидает своей очереди на конце дистанции, т. е. тренирует запаздывательное торможение.
Вот некоторые варианты забавных заданий для эстафет:
Очень эффективной является игра, о которой уже рассказывали:
воспитательница готовит заранее на столике новую игрушку, накрытую салфеткой, тем усаживает детей вокруг стола и говорит: «Закройте глаза и не открывайте, пока я не сосчитаю до пяти. Тогда вы откроете глаза и увидите мой сюрприз!» Дети закрывают глаза, но сначала не выдерживают до счета «пять», постепенно этот промежуток времени удается довести до счета «десять».
Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка
В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:
—уделяйте ребенку достаточно внимания;
—организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
—составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.
Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
—холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»;
Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:
—если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;
Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.
Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.